Эффект Пигмалиона. Или эффект Розенталя (по фамилии ученого, который его открыл).

Согласно древнегреческой легенде скульптору Пигмалиону удалось вырезать статую девушки удивительной красоты в которую он впоследствии влюбляется. Пигмалион дарит ей подарки, одевает, разговаривает со статуей и верит, что она жива. По воле богов впоследствии статуя действительно оживает.

Американские психоаналитики Ребекка Кёртис и Ким Миллер провели так называемый эксперимент симпатий среди студентов колледжа. Подопытные не были знакомы между собой. Их разделили на пары. Пары разделили на две группы. Выбранному в случайном порядке члену каждой пары первой группы сообщали что он нравится своему напарнику, а во второй группе что нет. Это повлияло на последующее взаимоотношение внутри пар. В первом случае наблюдалось более доброжелательное, раскованное общение и в последствии чаще оно действительно приводило к симпатии. Во втором случае наоборот.

Впервые явление было доказано в школьном классе. В ходе эксперимента учителям были переданы данные о учениках класса. Ученики были поделены экспериментаторами на две группы. Сообщалось что одни дети очень способны, а другие не отличаются высокой успеваемостью. Объективно уровень успеваемости у всех учеников был одинаковым. В ходе эксперимента отличались лишь ожидания учителей. Но в результате оказалось, что при анонимном тестировании группа якобы более способных учеников получила балы выше, чем группа якобы неуспевающих. Более того сообщается, что предвзятые ожидания учителей повлияли на реальную успеваемость учеников.

В 1939 году в США был проведен, как его назовут позже, «Ужасный эксперимент». Провёл его Венделл Джонсон из университета Айова со своей аспиранткой. Эксперимент проводился среди двадцати двух детей-сирот на протяжении шести месяцев. Детей разделили на две группы в случайном порядке. В ходе эксперимента детям из первой группы говорили, что у них очень хорошая речь, а детям из второй группы сообщили, что они заикаются и их мнимое заикание всячески высмеивалась. Аспирантка Мэри Тюдор, не скупилась на эпитеты. Язвительно высмеивались даже незначительные отклонения в речи. В результате эксперимента у многих детей из второй группы, не страдающих прежде заиканием и не имевших каких-либо проблем в речи, развилось заикание, которое сохранилось в последствии на протяжении всей жизни. Позже подобные опыты проводились над заключенными концлагерей.

В практике кадровой работы эффект Пигмалиона можно наблюдать сопоставив настрой и ожидания руководителей с результатами труда их подчиненных. Замечена некая тенденция согласно которой руководители ожидающие от своих подчинённых хороших результатов, считающие их умными, исполнительными – получают взамен более высокую эффективность труда от своих сотрудников. В коллективах, где напротив со стороны руководителя наблюдается негативное, предвзятое отношение к сотрудникам – эффективность труда резко падает.

Следует упомянуть так же о любопытном эксперименте осуществлённом в израильской армии. В ходе учений солдатам дали задание осуществить марш-бросок. Одной группе назвали точную длину маршрута, которая составляла 30 км. Вторая группа получила ложные данные – 10 км, а третьей группе сообщили что бежать придется в два раза больше, чем на самом деле планировалось – 60 км. В результате эксперимента группа настроенная преодолеть 60 километров пешего пути пришла к финишу самой последней. Сложности на которые мы себя психологически настраиваем значительно влияют на нашу волю к победе.

One Reply to “Психологический феномен оправдывающихся ожиданий.”

  1. Интересные эксперименты проведены с марш-броском, в армии. Я немного озадачен, неужели армейцы не умели читать карту по которой они двигались?! Если же данные для военного введены не правильные то бойцы, всегда перепроверяют ориентиры, а значит тратят зря время на то что бы сориентироваться на местности. К тому же если дается установка пройти отрезок значительный то делаются и установки на отдых и правильное распределение сил. Мне кажется что этот эксперимент был проведен не корректно. А насчет учеников, это вполне реальная ситуация, когда учителя получают установку в отношении детей и могут влиять на детей и относится предвзято к детям. С каждым ребенком можно найти подход, нет трудных детей есть неправильные педагоги. Очень часто именно школа может испортить ребенка, где могут его загнобить, кто сильнее духом, тот выходит победителем во всем, а тот кого переоценили и возвысили необоснованно, может скатится на нет во взрослой жизни, так как к нему относятся уже не привилегированно. Одним словом любите своих детей, не оставляйте без внимания, хвалите если они этого заслуживают, учите правильному, корите если сделали не правильно, но и тогда проявляйте к ним любовь. Не ломайте психику ребёнка. Будьте счастливы и не бойтесь обратиться в специалисту если не хватает знаний. Берегите себя и своих близких. всем удачи

Добавить комментарий

Войти с помощью: